Напишите нам
Отвечаем с 9.00 до 21.00
Telegram
WhatsApp
Вконтакте
Email
by Алина Суворова

Плавать — раньше, чем ходить? Российский и европейский взгляд

Плавают с младенцами не для амбициозной цели, а «просто так».
Интересно наблюдать, как в разных странах подход к плаванию с младенцами отражает сложившуюся социальную атмосферу. В Европе, скажем, плавают «с» младенцами. Для удовольствия. А что еще делать в детстве, да и в жизни вообще? Баловаться и радоваться жизни. Плавают с младенцами не для амбициозной цели, а «просто так». И к этому вопросу европейцы подходят очень серьезно.

В США самый популярный вид раннего плавания – характерный для страны метод обеспечения безопасности на воде, то есть плавание рассматривается, прежде всего, как средство против угрозы утопления в многочисленных частных бассейнах. Занятия в бассейне для удовольствия не настолько распространены, как в Европе. В таких прибрежных нациях с тёплым климатом как Новая Зеландия и Австралия вообще интерес к таким занятиям сдержанный в силу наличия всегда доступных пляжей и четкого ориентира на проведение досуга вне стен помещений. В любой сезон и погоду! В этих странах плавание имеет чисто прикладной характер и ставит перед собой практическую задачу научиться плавать. В Азии и других развивающихся странах, в целом, не до этого и многие вовсе не умеют плавать и зачастую даже в островных государствах очень высокий процент гибели в силу неумения плавать. В наиболее благополучных слоях общества успешно приживается европейская модель как нечто свежее и новое.

В России ситуация также отражает социальный статус кво – в некоторой степени смятение и конфликт взглядов. Это не удивительно, учитывая какие колоссальные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия. С одной стороны, имеет огромное влияние советская схема оздоровления в контексте детской поликлиники. С другой стороны, «русский метод», заключающий в себя принудительное «наныривание» младенцев, так же имеет довольно широкое, хотя и не признанное общественностью, применение. Третий подход, развивающийся в России с начала первого десятилетия нового века, отражает европейскую модель и основывается на научном подходе западных специалистов.
Хромает также и эмоциональная составляющая: привязанность между родителем и ребенком и чуткое реагирование на его нужды — упускаются из вида.
ПЛАВАНИЕ В ПОЛИКЛИНИКЕ

В советское время, несмотря на то, что метод считался повсеместно доступным, в реальности очень немногие семьи имели доступ к таким занятиям на регулярной основе. Отрадно, что сейчас, во всяком случае в крупных городах, родители имеют возможность плавать в поликлинике вместе с детьми, держа их на руках. Раньше же об этом не было и речи. В сущности, грудничковое плавание в поликлинике рассматривалось тогда и сейчас как оздоровительная и даже коррекционная процедура. Все внимание при таком плавании уделяется только ребенку, отрабатываются механические плавательные навыки. О том, что родитель тоже может при этом плавать, расслабляться и получать удовольствие от процесса мало кто думает. Тренер стоит за бортиком: помочь маме, которая находится в воде — поддержать, скорректировать ее положение, — возможности нет.
Хромает также и эмоциональная составляющая: привязанность между родителем и ребенком и чуткое реагирование на его нужды — упускаются из вида.
+
Возможность иметь ранний опыт в воде


Ограниченная возможность плавать с родителем;
Фокус только на ребенке, а не на родителе;
Механическая отработка навыков.

"РУССКИЙ МЕТОД" (смотрите видео)


...ребенок при такой экстремальной эмоциональной и физической нагрузке переходит в состояние, близкое к пограничному со смертью, и в борьбе с угрозой выживанию собираются в единое целое все внутренние ресурсы.
Что стало основой «русского метода» до конца не ясно. Принято считать, что отцом метода стал И.Б. Чарковский, который «донашивал» свою родившуюся раньше срока дочь в аквариуме с водой. Метод Чарковского состоит в экстремально частом пребывании ребенка в водной среде с ритмичными «наныриваниями». При этом принято игнорировать любые проявления протеста ребенка до тех пор, пока ребенок не начнет «сотрудничать» (смиряется и перестает плакать). Этот метод И.Б. Чарковский и его последователи особенно рекомендуют детям с такими сложными заболеваниями как ДЦП (детский церебральный паралич). По словам последователей метода ребенок при такой экстремальной эмоциональной и физической нагрузке переходит в состояние, близкое к пограничному со смертью, и в борьбе с угрозой выживанию собираются в единое целое все внутренние ресурсы ребенка. В случае с больными детьми, болезнь якобы отступает. Здоровый ребенок начинает самостоятельно плавать еще до года или даже раньше, чем он начинает ходить. Так сформировалась цель «плавать раньше, чем ходить».

К слову о «русском методе», уклон в раннее и интенсивное освоение чего бы то ни было проявляется не только в плавании. В США, к примеру, существует программа раннего обучения музыке «Мягкий Моцарт», в которой ребенок усаживается за специально созданную компьютерную программу прямо с рождения. Неудивительно, что создателем метода является специалист из России. И если метод действительно «мягкий», то само появление цели «научить музыке раньше, чем говорить» заставляет задуматься о чисто русском желании обязательно вырастить вундеркинда. К этой теме можно отнести методы и пособия иностранного происхождения, которые прижились и имеют широкую аудиторию только у нас – карточки Домана (супер раннее обучение чтению), теории Масару Ибука («после трех уже поздно») и другие.

«Русский метод» жёстко критикуется на западе, где считается, что ребенка нужно оберегать от чрезмерно длительных стрессовых влияний. Такое мнение базируется на научных данных, согласно которым гормон стресса кортизол негативно влияет на развитие ребенка и если на некоторое время можно отметить неординарное физическое развитие, другие сферы, такие как эмоциональная (доверие, любовь), неизбежно страдают и негативно влияют на будущее развитие ребенка.

Действительно, когда ребенок проявляет свою волю через надрывный продолжительный плач, но его не слышат, нарушается ценная связь доверия между родителем и ребенком. Несмотря на развитие физического потенциала, происходит разрыв гораздо более глубокий, чем можно себе представить.

Даже если рассматривать, казалось бы, физическое преимущество (действительно, ребенок может самостоятельно плавать очень рано), такой прогресс очень недолог по длительности и на будущие успехи взрослеющего ребенка или уже взрослого человека влияния иметь не будет. Метод зародился в середине прошлого века и мы не имеем перед собой примеров экстраординарных достижений у выросших детей, прошедших этот путь.

«Русский метод» не только негативно влияет на развитие ребёнка, но и опасен для жизни. К сожалению, известны смертельные случаи использования метода с утоплением во время «сеансов».

+
Ранний опыт в воде;
Ранний скачок развития;


Глубокий разрыв доверия к окружающему миру и травма личности;
Развитие, не соответствующее возрасту;
Непродолжительность эффекта;
Опасность для жизни.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД

Многим россиянам европейский подход представляется чрезмерно ленивым и чересчур медлительным. Многим родителям в нашей стране очень хочется увидеть результат как можно скорее и чтобы именно их ребенок был лучше всех. Такие цели чужды среднему европейцу и если их действительно можно поймать на стремлении вырастить «удобных» детей, с которыми родители почти никогда вместе ничего не осваивают, то их подход к плаванию в сущности созвучен научным открытиям в ранней психологии.

Не ставя перед собой тщеславных целей, находясь в воде совместно с ребенком, на самом деле, происходят огромные позитивные и длительно действующие изменения. Укрепляя доверие ребенка к родителю через ненасильственные упражнения и задания, ребенок развивается согласно возрасту или чуть быстрее в силу здоровой физической и эмоциональной нагрузки. Стимулирование всех органов чувств способствует их качественному развитию. Ребенок лучше спит, в периоды бодрствования более активен в освоении окружающего мира, что есть качественное отличие от «русского метода», где ребенок находится в режиме выживания и все внутренние ресурсы направляются именно в этом направлении, а не на всестороннее развитие.

Движение и ритм, согласно научным данным, имеет очень положительное воздействие на развитие здорового (физически и эмоционально) ребенка. Часто на таких занятиях используются напевания детских песенок, что не случайно – ведь музыка и есть ритм, а голос мамы или папы, с которыми ребёнок знаком еще до рождения, не заменит никакая дорогостоящая стерео система.

Метод основывается не только на теории развития, но и имеет прикладной характер. Программы в своей структуре представляют собой фундамент будущего развития традиционной техники плавания и имеют непрерывный характер, то есть ребёнок может заниматься «по системе» с самого рождения и до школьного возраста, когда он может перейти в уже обычную группу спортивного плавания и с легкостью освоить его первые этапы.

+
Ранний опыт в воде;
Поступательное и устойчивое развитие всех навыков, включая плавательных;
Укрепление эмоциональных связей с родителем и окружающем миром;

Не подходит нетерпеливым или амбициозным родителям.