Напишите нам
Отвечаем с 9.00 до 21.00
Telegram
WhatsApp
Вконтакте
Email
by Алина Суворова

Раннее плавание. Зачем?

Действовать не по инструкции было страшно. Родители себе не верили, но и систему, конечно, ругали.
Когда я была подростком, мне часто доводилось проходить мимо соседствующей с нашим домом детской поликлиники. Особенно мне нравилось заглядывать в большие окна «волшебной», как мне тогда казалось, комнаты с крошечным бассейном для грудничков. Женщины в белых халатах и накрахмаленных хлопковых шапочках производили какие-то действия с младенцами в воде. Мам не было рядом или просто их не очень было видно. Надрывный детский плач был сигналом того, что занятия в самом разгаре. Так проходили в то уже теперь далекое советское время оздоровительные сеансы грудничкового плавания.

В то время было не принято задавать вопросы сложившейся системе. К примеру, у меня не возникало вопроса «зачем», с какой целью проводились такие сеансы. Плавание как процедура попадало в единый набор с грудничковым массажем. И перед первым, и перед вторым ставилась некая оздоровительная задача – чаще всего, когда имела место быть какая-то патология или требовалась некая коррекция. Таким образом, было понятно, почему это может делать только «специалист», а не мама. Между родителями и медиками выросла огромная стена и в силу эпохи у родителей не было почти никакого личного мнения на то, как растить своего ребенка. Действовали по инструкции. Действовать не по инструкции было страшно. Родители себе не верили, но и систему, конечно, ругали.

С появлением интернета и огромного количества литературы с пугающим количеством порой полярной по содержанию информации родители стали куда более разборчивы и действуют зачастую с поистине неутомимой жаждой сделать правильный выбор. Появление узко направленных эзотерических групп людей, ставящих перед собой сверхзадачу создать идеальные условия для развития идеальных детей – неизбежное последствие такого максимализма. После периода родительской пассивности в принятии решений и следующего за ним периода идеализма или даже экстремизма следует, хочется надеяться, время гармонии и баланса – современный родитель стремится быть информированным, не избегает научных источников, но и желает самостоятельно принимать решение, что, как и когда делать со своим ребенком.

Искусство инструктора — и индивидуально поработать, и всю группу держать в тонусе.
Зачем же ребенку то, что принято называть грудничковым или ранним плаванием? И нужно ли вообще? Есть ли альтернативы? Отвечая на последний вопрос, можно смело сказать, что по степени охвата всех возможных аспектов развития ребенка практика в воде не имеет себе подобных.

Пребывание в воде оказывает закаливающий эффект на организм, то есть стимулирует иммунную систему и помогает организму успешно противостоять простудным заболеваниям, которые довольно сильно отравляют жизнь ребенку и родителям.

Многие родители хотят, чтобы их дети плавали как можно раньше – с целью развить силу и выносливость и попросту обеспечить ребенку безопасность вблизи водоемов. Есть и родители, которые задаются тщеславными целями вырастить образцового спортсмена, приобщая ребенка к плаванию как можно раньше в надежде оказаться впереди процесса обучения и выиграть время. На самом деле, никаких фактов в пользу такого подхода нет – ребенок не станет плавать на соревновательном уровне лучше или быстрее, если начнет занятия в грудном возрасте.

Есть и еще один аспект водных занятий, о которых известно гораздо меньше. А именно этот аспект и является, по мнению ведущих специалистов, самым главным. Речь идет о формировании здоровой и устойчивой привязанности к родителю. Понятие «привязанность» в ходе развития психологии обрело слегка негативную коннотацию. Восточные виды философии учат нас, что привязанность – это плохо, это слабость. В древне-индийской системе здорового образа жизни Аюрведы и в одном ее ответвлении – йоге, понятие «апариграхи» созвучно с русскоязычным «нестяжательством». Это привязанность не только к вещам, но и к плодам своей деятельности. Когда мы говорим о привязанности к человеку, особенно противоположного пола, о чем как будто сговорившись пишут все глянцевые журналы, это говорит о нашей незрелости и слабости.

Незрелость и неуверенность в себе, низкая самооценка и многие другие проблемные аспекты личности взрослого человека в целом имеют корни в детстве – именно там, где зарождается не только физическое, но и эмоциональное здоровье человека. Есть два вида ранней привязанности – устойчивая и неустойчивая. В контексте первых лет жизни у ребенка наряду с физиологической потребностью в тепле и питании существует настолько же критичная потребность в человеческой любви. Если она есть, и есть всегда в доступе, то ребенок обладает устойчивой привязанностью и со временем легче отпускает родителя на безопасное расстояние от себя. Причиной этому служит фундамент доверия. Ребенок доверяет родителю. Он верит и знает, что на его запрос во внимании всегда есть своевременный ответ. При удовлетворении потребностей ребенка мы получаем устойчивую привязанность. При его отсутствии можно говорить о неустойчивой привязанности, выражающейся в таких негативных проявлениях, как стресс и неадекватное развитие.

Передавать малыша инструктору можно только с «разрешения» малыша. Они могут дать вам такое разрешение через сигналы, которые каждому родителю (и инструктору) необходимо понимать.
Вода обладает уникальными свойствами. Она сближает людей. В воде взаимная любовь между ребенком и родителем (мамой или папой – неважно!) умножается в тысячи раз. В бассейне ребенок и родитель становятся единым целым. При создании адекватных условий (температура воды, родительская ласка, отсутствие усталости или физического дискомфорта) процесс генерации гормона любви окситоцина ускоряется, поэтому в ходе пребывания на занятии плавания очень важно, чтобы ребенок участвовал в процессе на руках у родителя, а не инструктора. Иначе эффекта просто не будет.

Передавать малыша инструктору можно только с «разрешения» малыша. Они могут дать вам такое разрешение через сигналы, которые каждому родителю (и инструктору) необходимо понимать. Занятия должны строиться таким образом, чтобы развивать доверие, а сделать это очень просто – никогда его не предавать, любить и радоваться друг другу как можно больше!

Плавание в раннем возрасте не должно ставить перед собой те же задачи, что и плавание в более старшем возрасте. На самом деле, термин «плавание» довольно сильно вводит в заблуждение. Несмотря на то, что плавательные навыки несомненно будут развиваться в ходе таких занятий и плавать ребенок начнет довольно рано, цель у этого процесса совершенно иная – это в сущности сближение между родителем и ребенком, проработка взаимопонимания и укрепление эмоционального здоровья ребенка. Эмоциональное здоровье – основа здоровья физического. Это и основа гармонии и баланса в семье.