Зачем же ребенку то, что принято называть грудничковым или ранним плаванием? И нужно ли вообще? Есть ли альтернативы? Отвечая на последний вопрос, можно смело сказать, что по степени охвата всех возможных аспектов развития ребенка практика в воде не имеет себе подобных.
Пребывание в воде оказывает закаливающий эффект на организм, то есть стимулирует иммунную систему и помогает организму успешно противостоять простудным заболеваниям, которые довольно сильно отравляют жизнь ребенку и родителям.
Многие родители хотят, чтобы их дети плавали как можно раньше – с целью развить силу и выносливость и попросту обеспечить ребенку безопасность вблизи водоемов. Есть и родители, которые задаются тщеславными целями вырастить образцового спортсмена, приобщая ребенка к плаванию как можно раньше в надежде оказаться впереди процесса обучения и выиграть время. На самом деле, никаких фактов в пользу такого подхода нет – ребенок не станет плавать на соревновательном уровне лучше или быстрее, если начнет занятия в грудном возрасте.
Есть и еще один аспект водных занятий, о которых известно гораздо меньше. А именно этот аспект и является, по мнению ведущих специалистов, самым главным. Речь идет о формировании здоровой и устойчивой привязанности к родителю. Понятие «привязанность» в ходе развития психологии обрело слегка негативную коннотацию. Восточные виды философии учат нас, что привязанность – это плохо, это слабость. В древне-индийской системе здорового образа жизни Аюрведы и в одном ее ответвлении – йоге, понятие «апариграхи» созвучно с русскоязычным «нестяжательством». Это привязанность не только к вещам, но и к плодам своей деятельности. Когда мы говорим о привязанности к человеку, особенно противоположного пола, о чем как будто сговорившись пишут все глянцевые журналы, это говорит о нашей незрелости и слабости.
Незрелость и неуверенность в себе, низкая самооценка и многие другие проблемные аспекты личности взрослого человека в целом имеют корни в детстве – именно там, где зарождается не только физическое, но и эмоциональное здоровье человека. Есть два вида ранней привязанности – устойчивая и неустойчивая. В контексте первых лет жизни у ребенка наряду с физиологической потребностью в тепле и питании существует настолько же критичная потребность в человеческой любви. Если она есть, и есть всегда в доступе, то ребенок обладает устойчивой привязанностью и со временем легче отпускает родителя на безопасное расстояние от себя. Причиной этому служит фундамент доверия. Ребенок доверяет родителю. Он верит и знает, что на его запрос во внимании всегда есть своевременный ответ. При удовлетворении потребностей ребенка мы получаем устойчивую привязанность. При его отсутствии можно говорить о неустойчивой привязанности, выражающейся в таких негативных проявлениях, как стресс и неадекватное развитие.