Напишите нам
Отвечаем с 9.00 до 21.00
Telegram
WhatsApp
Вконтакте
Email
Методики раннего плавания. Безопасные и не очень

Методики раннего плавания.
Безопасные и не очень

Раннее развитие всегда вызывало интерес, но на сегодняшний день наблюдается настоящий ажиотаж. Сейчас родители хотят отдать ребёнка в бассейн как можно раньше. Спрос на занятия с младенцами в бассейне растёт из года в год. А, как известно, спрос рождает предложение. Но в погоне за предоставлением услуг порой страдает качество, отследить которое родитель, не знакомый с теорией и практикой, не в силах.
С грудничками берутся заниматься спортивные тренеры, медики при поликлиниках, которые не имеют ничего общего с понятием "раннее развитие", и даже просто любители! Некоторые "специалисты" выбирают не безопасные методики в обращении с детьми в воде.

Мы хотим вам рассказать и показать наглядно на видео, какие есть методики обучения плавания до года и почему мы выбрали только одну из них.

Младенцы и дети до 3 лет нуждаются в особом подходе. И дело не только в физическом развитии ребёнка. Важно учитывать и психологический аспект. К сожалению, если с малышом занимается дилетант или тренер, не имеющий соответствующей квалификации, возможны негативные последствия. В лучшем случае ребёнок просто не получит никаких навыков. В худшем случае - разовьётся страх. Нелюбовь к купанию может сохраниться вплоть до взросления. Не исключено и психологическое травмирование крохи, зарождение фобии.

В "Батискафе" мы взяли курс на раннее плавание. Это основа занятий в бассейне акваклуба. Мы выбрали зарубежные методики, по которым работаем с малышами до года. Могли бы выбрать то, что было безумно популярно в советское время (и продолжает жить до сих пор). Но нам это не подходит. Потому что мы любим детей и следим за современными исследованиями.
Как научить нырять до года
Грудничковое плавание. Методы, которые изобрели в России
Грудничковое плавание – это не только умение держаться на воде, не только оздоровление и закаливание организма. Это также общение, развитие эмоционального интеллекта и получение наслаждения. К сожалению, популярные в России методики обучения детей раннего возраста плаванию ставят на первое место именно закаливание.

Основные методики грудничкового плавания в России:

1. Метод Фирсова З.П. – существует с советских времен, официально признан Министерством здравоохранения. Методика напоминает аквагимнастику. Простые упражнения можно делать даже в ванной. Основная цель – оздоровление.

2. Метод Чарковского И.Б. – основан на «концепции стресса», которая была популярна еще в прошлом веке. Методика Игоря Борисовича именуется также методом проныривания. Ребенка насильно погружают в воду много раз подряд с большой скоростью, игнорируя плач. Младенцы инстинктивно задерживают дыхание, если дуть им в лицо или опустить под воду с головой. Это исключает риск наглотаться воды. Когда малыш выныривает над поверхностью воды, также вынужденно и инстинктивно он делает глубокий вдох.

Почему мы отказываемся от таких методов
Почему нам, инструкторам раннего плавания акваклуба "Батискаф", не подходят такие методы для занятий с малышами?

Метод Фирсова.

Главный минус - это авторитарность взрослого по отношению к ребенку. Представьте себя на месте малыша. Он чувствует себя неуверенно в воде – новой для него среде. Он не умеет плавать, он беспомощен и беззащитен. И тут появляется чужой взрослый человек, который имеет абсолютную власть над ребенком. Попробуйте представить себя на его месте. Вы в воде с нависшим над вами огромным тренером, крутящим вас за подмышки из стороны в сторону. Иногда тренер - родитель, а иногда - чужая тетя или дядя. В лицо ему брызгают водой или сильно дуют, а потом окунают. Это называется ныряние.
Дискомфорт, который испытывает малыш во время такого «плавания», не имеет ничего общего с оздоровлением организма. Ребенок лишён общения с родителями и положительных эмоций. Из-за стресса, который переживает кроха при погружении в воду без родителей, польза такой аквагимнастики сходит на нет.

Метод Чарковского.

Революционная методика Игоря Борисовича Чарковского изначально разрабатывалась для недоношенных и ослабленных детей. Согласно его теории, вынужденная задержка дыхания (или даже гипоксия - кислородное голодание) во время проныривания активизирует работу мозга. Благодаря занятиям слабые и больные детки догоняли и даже перегоняли в развитии своих здоровых и крепких сверстников.

«Концепция стресса». Нормально ли это для грудного ребёнка? Когда появляется угроза нашей жизни или жизни наших близких, обычно откуда ни возьмись появляются невиданные ранее возможности организма. Когда вам грозит опасность, мозг словно работает в ускоренном режиме. А когда ваш ребенок выбегает за мячиком на проезжую часть, вы бежите к нему с такой скоростью и проворностью, какой обычно за вами не наблюдается. Но... Взрослые способны справиться со стрессом, взрослые понимают, что то, что происходит «здесь и сейчас», - не навсегда. А что дети? Дети не понимают слова «скоро», «потом». Для них «здесь и сейчас» - целая жизнь. И если им прямо сейчас очень страшно, малыши впадают в шоковое состояние, которое может вылиться в дальнейшем в психическую травму.

Только представьте: ребёнка несколько сотен раз опускают под воду. Ребёнок кричит и вырывается, но проныривание продолжается. И так длится около получаса. В конце концов, малыш мирится с тем, что ему не помогут, и перестает реветь. Но согласитесь, как это печально, осознавать крохе, что родители стоят рядом и не хотят ему помочь? Депривация (то есть лишение, потеря), возникшая в детстве откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека в силу того, что в депривационных ситуациях неправильно формируется психика ребенка, формируется различное отклоняющееся поведение, закладываются неправильное восприятие и понимание окружающего мира.

Метод, который выбрали мы, - Birthlight
Авторы вышеперечисленных методик – мужчины. А что мужчины могут знать о новорожденных детях, об их потребностях, страхах и чувствах? Даже самый образованный и самый чуткий мужчина не понимает детей так, как это делает женщина. Такое чутье дано женщине самой природой. Женщина интуитивно понимает, что нужно малышу.
Методика Birthlight диаметрально противоположна методам Фирсова и Чарковского. Отличия не только в том, что автором инновационной методики стала женщина (что немаловажно). Миссис Фридман – врач-антрополог, доктор наук и мать четверых детей. В отличие от отечественных ученых, она рассматривала плавание не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения материнства.

Фридман долго искала универсальный рецепт человеческого счастья и наконец нашла его. Американка считает, что человеку необходим эмоциональный контакт и тактильные ощущения. Такая потребность проявляется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Основное для маленьких детей – это любовь. Своей теорией Фридман опровергла теорию Чарковского. Американский доктор считает, что ребенку ни к чему стресс, тем более искусственно созданный. Если малыш не тратит энергию на выживание, он направляет ее на развитие и обучение. Так заложено самой природой.
Не нужно насильно вводить ребенка в состояние стресса, чтобы добиться от него процветания и успехов. Гармоничное развитие ребенка возможно только тогда, когда хорошо развит эмоциональный интеллект. А эмоциональный интеллект, в свою очередь, требует в процессе обучения участия мамы и папы малыша.
Кстати, эмоциональный интеллект напрямую влияет не только на умственные способности малыша, но и на его психологическое здоровье. Если у нас цель вырастить психически здоровых и уравновешенных людей, мы должны заботиться о комфорте и спокойствии наших детей! Но никак не создавать искусственно стрессовые ситуации.
Методика раннего плавания Birthlight в "Батискафе"
Бережный подход – основа методики раннего плавания Birthlight. Родителям предлагается комплекс упражнений в воде. Все они выглядят как игра.
В процессе обучения малыш контактирует с мамой, он не только привыкает к воде и учится определенным приёмам – он наслаждается общением с самым близким человеком. И это, безусловно, самое ценное.

Занятия не едины для всех детей. Для каждого возраста – свой набор упражнений. Учитывается и состояние здоровья ребенка, его навыки, физическая подготовка. Не нужно грести всех детей под одну гребёнку. Мы понимаем, что каждый малыш – пусть еще совсем кроха – это уже личность. Таким образом, вторая составляющая методики – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вода – не совсем новая среда для младенца. Ведь весь срок беременности малыш находился именно в воде. Но сложно сравнивать околоплодные воды в матке с бассейном. Это заблуждение - считать, что ребёнку с рождения нравится вода и поэтому его можно окунать в воду без подготовки. До рождения малышу в околоплодных водах было тесно, тепло, уютно и спокойно, он слышал стук маминого сердца. Погружение в воду бассейна – это стресс для ребёнка. Наша задача – смягчить этот стресс, помочь ребёнку адаптироваться, познать водную среду заново, развить любовь к воде. Третья составляющая методики - любовь к процессу.

Занятия плаванием до года в "Батискафе" – это погружение в радость. Это совместные игры с родителем в воде, общение, близкий контакт. Мы развиваем эмоциональный интеллект детей, а также мягко и бережно закаливаем их организм, учим нырять и быть смелее, показываем, что родитель рядом, а значит всё безопасно. Обучение нырянию младенцев возможно без стресса, слёз и негативного опыта!