Инструктор: Да! Отличная работа! Действительно здорово!
Папа: Я испытываю такую гордость! Это удивительно, когда кто-то хвалит тебя и говорит, что ты хорошо справляешься. Я так горжусь, что получаю с ней (дочкой) этот опыт, и что всё идет так хорошо. Я очень горжусь.
В видеоролике показан очень счастливый и гордый отец — и это здорово! Он чувствует радость, когда его хвалят, что легко понять, кто бы не почувствовал? Быть родителем непростая задача. Когда кто-то говорит вам, что вы отлично справляетесь — это приятно. Итак, пока все хорошо.
Теперь давайте посмотрим на это с точки зрения ребенка. И здесь ситуация становится проблематичной. Какая у неё реакция? Что она испытывает? Разделяет ли она этопрекрасное чувство?
В ролике видно, как отец берет ее на спину и погружается вместе с ней под воду.
Судя по ее выражению лица, она не чувствует себя комфортно и в безопасности, и совсем не похоже, что ей весело. Позже девочку погружают в воду, вместо того, чтобы предоставить ей возможность нырнуть, с направляющим родителем.
Дети учатся через взаимоотношения
Дети учатся понимать свои эмоции во взаимоотношениях и через свой опыт. Поэтому, когда вы видите реакцию ребенка и контраст между энтузиазмом взрослых и довольно напряженным выражением лица девочки, возможно, у вас возникают вопросы: Чему она здесь учится? Повлияет ли это на неё и на то доверие, которое она испытывает к отцу? Повлияет ли это на ее отношение к водным процедурам и к плаванию в долгосрочной перспективе?
Можно сурово заметить, что она узнаёт, что значит плавать с отцом – мероприятие для взрослых, где её использует в качестве предмета. Её погружают под воду, и, когда она чувствует себя в опасности и испытывает стресс, взрослые воспринимают ситуацию с энтузиазмом, вместо того, чтобы посмотреть на девочку, отреагировать и подстроиться под ее потребности, утешить ее. Ребенок остался один на один со своей реакцией и в эмоциональном тупике.
Такая разница между ее чувствами и чувствами ее родителей и других взрослых не может не сказаться на её эмоциональном развитии. Эмоции лежат в основе того, как мы воспринимаем мир. Эмоции стимулируют наше интеллектуальное развитие. Маленький ребенок рождается со всеми эмоциями, но нуждается в помощи, чтобы понять их, в том числе через отношения с родителями и другими важными взрослыми.
Ребенок — твое отражение
Когда ваш ребенок мал, он отражает свою реакцию в вас. Например, когда ваш ребенок грустит, вы отвечаете ему грустным выражением лица: «О, мой милый, ты выглядишь таким грустным, иди ко мне». И вы берете малыша в свои утешающие объятия. Вы носите его и его печаль, и избавляете его от нее. Вы помогаете малышу успокоиться.
Когда ваш ребенок выражает радость, вы разделяете её с ним в ваших словах, тоне, мимике. Вы даже можете найти способ усилить её.
Такие чуткие отношения помогают вашему ребенку научиться понимать себя изнутри, укрепляются доверие и связь между вами.
Такое доверие способствует лучшей обучаемости. Ведь наши эмоции тесно связаны с нашим интеллектом, и важно, чтобы мы научились понимать их, а не подавлять, как считалось ранее.
Если в окружении ребенка нет чутких взрослых, которые способны понимать его эмоции и реагировать на них, он может сотрудничать, но подавлять эмоции, которые игнорируются взрослыми. В худшем случае ребёнок может потерять свой внутренний компас, что в свою очередь может негативно повлиять на доверие и привязанность между родителем и ребенком.
К счастью, большинство родителей чуткие по отношению к своим детям и правильно реагируют на их эмоции, в таких отношениях они оба развивают эмпатию — способность распознавать эмоции и понимать других людей.
Не утопите эмпатию, ныряя с ребёнком
Я настоятельно призываю всех нас, родителей, учителей, руководителей обучающих программ, владельцев и руководителей школ — задуматься и проверить, что этот естественный человеческий инстинкт не был утоплен в результате ныряния с ребенком.
Мы должны убедиться, что этот инстинкт поддерживается и развивается, и по опыту я знаю, что раннее плавание является одним из лучших способов для родителей увидеть, осознать и развивать свои инстинкты, тем самым способствуя здоровому эмоциональному развитию своего ребёнка.
Раннее плавание с взаимным уважением: